Экскурсия в дом Константина Мельникова 17 сентября 2021. Георгий Федорович рассказывает об экскурсии в фотографиях на ФБ
Фото: Георгий Федорович рассказывает об экскурсии в фотографиях
„Вау! Счастье, что дом стоит и интерьеры сохранились со всей обстановкой! Попасть туда непросто, но шанс есть у всех - ловите билеты на сайте Музея архитектуры…“
В Кривоарбатском переулке 10 с начала 20 века приютился очень интересный дом из двух разно-уровневых пересекающихся цилиндров. Это дом знаменитого архитектора того времени Константина Степановича Мельникова. Дом праву считается самым известным образцом советского авангарда.
![Кривоарбатский переулок 10. Дом Мельникова. Фасад. Фото Георгий Федорович Кривоарбатский переулок 10. Дом Мельникова. Фасад. Фото Георгий Федорович](https://poliinform.ru/i/Gallery/Dom_Mel_nikova/Krivoarbatskii_pereulok_10._Dom_Mel_nikova._F.jpg)
Кривоарбатский переулок 10. Дом Мельникова. Фасад. Фото Георгий Федорович
Строился дом в период с 1927 по 1929 годы. Проект строения выполнен с использованием новаторских конструктивных архитектурных решений, продуманным устройством внутреннего объема, функциональной и эргономичной распланировкой внутренних площадей.
Дом Мельникова – не только архитектурная икона, но и невероятный строительный и инженерный объект. Невероятный в своей простоте и низкой технологичности, сочетающейся с хорошо продуманными, со-масштабными человеку связями (звуковыми, зрительными) внутри Дома.
«Воздушный телефон» – система коммуникаций внутри и вне здания. Перед домом обнаружены остатки труб линии оригинального «воздушного телефона», соединявшей первый этаж с уличной входной калиткой в переулке – прообраз современных домофонов.
Идея о строительстве собственного дома-мастерской возникла у Мельникова уже в годы учебы в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества». На первых порах, когда появилась такая возможность, архитектор посчитал, что лучше купить уже готовое здание и перестроить его согласно своим видениям будущего жилища.
Кардинально меняется видение архитектурной составляющей собственного дома в начале 1920-х годов, когда Мельников набросал эскизы будущей постройки, но уже выполненные в новаторском стиле.
Теперь архитектор решил возвести не просто жилой дом, а дом-мастерскую, где должны были органично разместиться, в его видение, бытовая и рабочая пространственные зоны.
Первоначально дом Мельникова планировалось строить в два этажа с планировкой в виде квадрата. Форма двух сопряженных окружностей и цилиндрические стены стала окончательным вариантом в 1922 году, хотя до этого разрабатывались и овальные, и даже яйцеобразные здания.
К началу строительства здания в Кривоарбатском переулке приступили в тот период, когда в стране подходила к концу эпоха НЭПа и вместо частных строений в Советском Союзе больше строили так называемые дома-коммуны.
Неизвестным образом Мельников получил в 1925 году отдельный участок в центре города, в Кривоарбатском переулке, под личную застройку, что стало нонсенсом для Советской Москвы. Но заслуги его тогда были внушительными: это и признание его архитектурного таланта в стране и за рубежом; и участие в проектировании саркофага для мавзолея Ленина; и, к тому же, придание новострою статуса экспериментального дома для дальнейшего применения в массовом строительстве.
Проект дома, утвержденный в 1927 году, предполагал экспериментальное сооружение, идея которого заключалась в использовании круглых форм, экономящих строительные материалы с перспективой массовой застройки молодой Советской России такими цилиндрическими домами-коммунами.
Дом площадью 250 м2 был построен за два года на личные средства архитектора. Единственный вход в здание расположен на Кривоарбатском переулке в срезанной части малого цилиндра. Фасад дома привлекает к себе внимание огромным окном, расположенным над входной деревянной дверью.
Начало строительства и архитектура
В процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.
Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки. В дальнейшем часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.
Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса. Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов (точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами).
Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.
Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.
Современники по-разному оценивали это архитектурное творение: некоторые критиковали, некоторые восхищались. Но несмотря ни на что, к дому Мельникова стали часто приходить простые люди, а в гости к хозяевам заглядывали известные личности.
Планировка дома-мастерской Мельникова
Главный фасад возведенного дома выходит в Кривоарбатский переулок. В усеченной части меньшего цилиндра был устроен единственный вход в это жилище, с двух сторон от которого располагаются большие окна обычной прямоугольной формы.
![Фото макета дома мастерской в разрезе Фото макета дома мастерской в разрезе](https://poliinform.ru/i/Gallery/Dom_Mel_nikova/Foto_maketa_doma-masterskoi_v_razreze.jpg)
Фото макета дома мастерской в разрезе
Все окна и двери в доме имеют нестандартные размеры и своеобразную архитектуру. Окна на первом этаже имеют уникальную расстекловку в виде углов, образующих «Пифагоровы штаны». Распашные двери входной части при движении также образуют новые линии и углы. Этим Мельников постоянно напоминает о внутренней геометрии здания.
Внутри дом наполнен множественными визуальными иллюзиями и оптическими эффектами, которые нас встречают уже при входе. Тема игры и трансформации пространства дома является самым главным достижением архитектора. Чтобы напомнить, что мы находимся в круглом доме, стену напротив фасадной стены украшает круглое зеркало.
В центре первого этажа расположено свободное пространство, из которого можно попасть во все помещения как на первом этаже, так и в помещения по лестнице наверх. Столовая, кухня, туалет, ванная, при переходе в северный цилиндр — комнаты для приготовления уроков для детей, гостиная – комната хозяйки.
Первоначально весь первый этаж морально и материально должен был принадлежать жене Константина Степановича – Анне Гавриловне, где она должна была хозяйничать. Когда Мельников понял, что он не будет возводить третий этаж в южном цилиндре, ему пришлось пространство первого этажа сократить, и вместо предполагаемой кладовки появились детские комнаты.
В связи с тем, что конструктивной основой дома являются круглые стены, основные перегородки дома - это всего лишь ширмы, пустые стены, и Мельников в любой момент мог перекроить свой дом, что он и делал не раз. Для усиления прочности дома он возвел колонны на стыке двух цилиндров, которые не были обозначены на плане и были обнаружены только недавно сотрудниками музея при простукивании стен после перевода дома в статус дома-музея.
При попадании в дом, мы забываем, что попали в дом великого русского авангардиста, так как попадаем в мещанскую обстановку не очень богатой семьи, где вся мебель либо была куплена в антикварной лавке и на блошиных рынках, либо перевезена из коммунальной квартиры, в которой Мельников жил с семьей до строительства дома.
Благодаря правильному устройству теплообмена, дом хорошо держит тепло. Обогревается дом очень быстро, за 10-15 минут тепловой камерой размером примерно 6*2,5 м, расположенной в подвале в зоне под столовой. Печка, которая отапливалась углем, нагревала камеру и через воздуховоды теплый воздух попадал в дом. Дом хорошо протапливался не более двух раз за холодный сезон, а в остальное время — температурный режим просто поддерживался.
В северной части цилиндра мы встречаемся с цветовой индексацией, идею которой Мельников взял у Корбюзье. Цвет на потолке есть в детских комнатах, синий треугольник в комнате сына, желтый — в комнате дочери, а в комнате хозяйки весь потолок лилового цвета.
Внутреннее пространство
Внутреннее пространство дома было хорошо организовано, несмотря на его необычные формы.
На первом этаже, включающем оба цилиндра, располагались:
передняя (6,3 квадратных метра),
столовая (17),
небольшая кухня (7) с устроенной вентиляцией,
санузел и ванная,
две детские (по 4,5),
гардеробная (11),
рабочая комната для жены архитектора (5,4),
коридор (11,7)
На втором этаже находились парадная гостиная (50), единственная спальня в доме (43), причем, для всех членов семьи сразу.
На третьем этаже была устроена мастерская Мельникова (50) с выходом на террасу.
![Дом Мельникова. Мастерская. Фото Георгий Федорович Дом Мельникова. Мастерская. Фото Георгий Федорович](https://poliinform.ru/i/Gallery/Dom_Mel_nikova/Dom_Mel_nikova._Masterskaya._Foto_Georgii_Fed.jpg)
Дом Мельникова. Мастерская. Фото Георгий Федорович
Константин Мельников проживал в этом доме до своей смерти в 1974-м и завещал его детям. Здание является объектом культурного наследия народов России. В настоящее время в доме расположен Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых.
Автор текста Михаил Коновалов
|